-
Жанр: проза
-
Язык: русский
-
Страниц: 3
…ЗВЕЗДЫ ПАДУЧЕЙ ПЛАМЕНЬ.
Положа руку на сердце, признаюсь, что испытываю умиротворенную печаль, гуляя по всевозможным некрополям, старинным кладбищам. Как сказал мне один умный и грустный друг — это «уравнение многих неизвестных с немногими известными». Покоятся рядом мещанин, славный ученый, мелкий чиновник, первой гильдии купец, увенчанный боевыми наградами боевой генерал и, конечно, а как же можно без него — то? «Васёк, блин, тебя не забудем!».
…ЗВЕЗДЫ ПАДУЧЕЙ ПЛАМЕНЬ.
Положа руку на сердце, признаюсь, что испытываю умиротворенную печаль, гуляя по всевозможным некрополям, старинным кладбищам. Как сказал мне один умный и грустный друг — это «уравнение многих неизвестных с немногими известными». Покоятся рядом мещанин, славный ученый, мелкий чиновник, первой гильдии купец, увенчанный боевыми наградами боевой генерал и, конечно, а как же можно без него — то? «Васёк, блин, тебя не забудем!».
Так, в погожий летний день, я часами бродила между могилами по Пятигорскому кладбищу, разбирая порой уже полустёртые надписи на памятниках. Останавливалась, когда встречала известные имена, такие как Верзилины, да, да… те самые Верзилины в доме которых разыгралась, казалось бы, многим известная до мельчайших подробностей сцена. Долго стояла у обшарпанного плохо сохранившегося фамильного склепа, явно неоднократно подвергавшегося разорению. Пыталась представить минувшую жизнь покоящихся в них людей и медленно брела дальше: Шан- Гирей, Столыпины, Соллогуб, Закревские, Карамзины, Лопухины, Муравьёвы, Олсуфьевы, Бакунины, Орловы, Захаржевские, Шульцы, Энгельгардты… Понятно, что здесь не погребены конкретно знакомые и современники Лермонтова из того ближайшего его окружения. Возможно, это всего лишь их далекие — предалёкие разветвления многочисленных родственников, а может даже просто однофамильцы.
Мои размышления прервал подъехавший катафалк. Поблизости на скорую руку подхоранивали усопшего старика. Как-то уж очень поспешно опустили гроб в заранее подготовленную яму, кинули по горстке земли и моментально разъехались в разноцветных иномарках. Возле могилы остался торчать старый дед в монашеском клобуке. Суетясь, он что- то поправлял на свежей могиле. Проходя мимо, я поздоровалась, дед с охотцей ответил и мы разговорились.
Не знаю, правда или нет, что дед, (как он утверждал), был прямым далёким потомком кучера Петра Семёновича Верзилина, хозяина рокового дома, но вот какую версию гибели поэта он мне поведал.
* * * * *
— Помилуй, Мишель, не имею права ехать в Пятигорск, даже и не проси, милый! Ты же знаешь, что мне поручено сопроводить тебя в действующий отряд! — Не шёл ни на какие уступки племяннику двадцатипятилетний двоюродный дядя, Алексей Аркадьевич Столыпин, капитан Нижегородского драгунского полка, известный в светских кругах по прозвищу Монго.
— Послушай, ведь это всего лишь бумага… — не сдаётся поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов. — Предлагаю предоставить всё Судьбе — бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом — едем в отряд, если решёткой — в Пятигорск. Согласен, Монго?
Столыпин молча кивает головой. Полтинник брошен… Круто и неожиданно меняется маршрут, указанный в подорожной. Мишель победно, словно в детстве, когда собирался ехать с бабушкой на Воды, радостно кричит:
— В Пятигорск, в Пятигорск! — Тёмно карие глаза горят углями, высокий чистый лоб покинули морщинки, под редкими усиками играет загадочная улыбка, так нравящаяся барышням и дамам, перед которыми он представляется то Печориным, то почти что Демоном.
Лермонтов знает, что сейчас в этом картёжном, вроде кавказского Монако, городке, так зовёт Пятигорск любящий кутежи и бретёрство Мишель, немало старых друзей на излечении после ранений. Да и вообще курорт просто кишит знакомыми, съезжающимися летом на Воды! Все живут открыто и весело. Побывать на Кавказе в девятнадцатом веке это был своего рода, бон тон, /хороший тон, манера/.
Ах, какие же усилия прилагает поэт, чтобы только задержаться в этом русском Монако. /А в раскалённом мощном воображении уже бушует план. Ведь он любит маскарад жизни, где всегда он — герой!/ А пока придётся идти на обман. Его поддерживает и помогает достать нужные бумаги мадемуазель Эмилия, им же прозванная “роза Кавказа”. В своё время у Мишеля с ней были весьма интересные, забавные отношения, /чертовски хороша Эмилия, но… не его куртуазная дама сердца, не его!/ Теперь они только друзья.
И вот поручик уже имеет врачебную бумагу, что ему ох как! необходимо подлечиться местными ваннами. Мудрый комендант городка вздыхает: молодость! И размашистой подписью узаконивает приезд Мишеля с его спутником. Однообразная жизнь на Водах начинает бурлить!
Прыткий до шалостей Мишель устраивает игры, пикники, в общем, говоря нынешним слэнгом, под его началом молодые офицеры отрываются по полной программе! Обжимаясь, запыхавшись, бегают в “горелки”, страстно срывая с девичьих губ поцелуи. Затевают “кошки — мышки”, при этом раскрасневшиеся барышни — “мышки”, попавшие в крепкие руки- мышеловки усатых “котов” до чего ж прекрасно и восторженно визжат!.. А игра в серсо, затеянная специально шалуном Мишелем? Дамы и кавалеры перекидываются обручами при помощи палочек, каскад кружевных юбок, взлетая, обнажает щиколотки прелестниц, о — о- о! Это почти секс по тем временам! Но при всём этом у поэта, не пушкинская весёлость, эдакая искрящаяся, шаловливая, она у Лермонтова неземно печальная, с налётом байронизма…
— Николя! — поэт отзывает в сторону друга с большим черкасским кинжалом у пояса обаятельного и молчаливого Николая Соломоновича Мартынова. — Сегодня мы приглашены к Верзилиным и там при всех ты вызовешь меня на дуэль. Повод я найду, ты же знаешь… Да не перебивай, слушай! На дуэли, я пальну в воздух, а ты целься мне в левую руку, только, дружок, будь добр, не промахнись! Все последствия продуманы… ты не в ответе ни за что, я всё улажу сам… Пойми, мне необходимо в отставку, понимаешь? Кроме тебя, я никого не могу попросить об этой услуге. Клянись, что это навсегда останется нашей тайной. /Кстати, Мартынов клятву сдержал!/ Пойми, я не хочу возвращаться в полк, всё это… — Лермонтов крепко ругается. — Мне надо, писать, понимаешь, писать… о Пугачеве, Грозном, декабристах… Писать, работать… Я чувствую, что всё, чем я занимаюсь не то… совсем не то! И здесь, на Кавказе, эта война, мне чужда… Не моё не моё… — Он в отчаянии хватается за голову.
И вот тут давайте поразмышляем о том, а кем бы стал Лермонтов, не случись этой дуэли? Университет был бы для него явно тесен, богемная жизнь, мелка. Представить себе Лермонтова замкнувшегося в семейном кругу, в личном благополучии, не может, я думаю, самая благонамеренная фантазия. Безусловно, военная эпопея Кавказа увлекла его своей романтической стороной, обогатила массой впечатлений… и всё, не более! А как вы видите Лермонтова, примкнувшего к революционному движению 60-х и 70-х годов? Да никак… Это равносильно вообразить Толстого, в преклонных годах участвующего в террористической организации, или Достоевского, вступившего в социал- демократическую партию. А может поэтическое уединение в Тарханах? Но этого ли требовали его богатырские творческие силы? Монастырь, скит?.. А почему, нет? Полагаю, что эта ноша затвора, была бы по плечу такому духовному атлету. И не случись пятигорская трагедия, Европа стала бы созерцательницей небывалых творений, восходящих из таинственного лона России.
…Вечером в доме Верзилиных обычным порядком развлечения. Поэт, разгоряченный вином и ожиданием, в ударе. Поддразнивая кокетливую Эмилию, вальсирует. Сидящий за роялем князь Трубецкой, вдруг обрывает аккорд и в тишине зала все слышат конец фразы, которую Мишель по- французски бросает Мартынову: “пуаньяр” /кинжал/. Присутствующие относятся ко всему происшедшему с недоверием, а кое-кто с не скрываемой иронией. Танцы продолжаются, как продолжались они в “Маскараде”…
Потом была гроза вблизи Пятигорска, заглушившая выстрел Мартынова. Оборвалась не свершённая миссия того, кто должен был создать нечто превосходящее размерами и значением догадки нашего ума — нечто и в самом деле титаническое. Ангел, принёсший двадцать семь лет назад его душу к нам, на землю, и певший ту песнь, которой потом “заменить не могли ей скучные песни земли”, возвращал её на небо.
Не знаю, через какие чистилища прошёл в посмертии великий дух поэта, завязывая сложные узлы короткой жизни… Но надо окаменеть душой, чтобы не понять и не услышать, в созданном им на земле даже одном лирическом акафисте “Я Матерь Божия, ныне с молитвою…” неотступное чувство избранничества, исключительного долга, давлеющего над его Душой и Судьбой.