• Жанр: критика

  • Язык: русский

  • Страниц: 6

Первым  романом, над которым Магомет Кучинаев начал работать еще в 1980 году, был роман «Большая Балкария». Как известно, в народе с незапамятных времен долина реки Черек, где до революции насчитывалось более 20 селений и жила почти половина всего населения Балкарии, называлась Большой Балкарией. Роман и посвящен жизни и делам людей Большой Балкарии конца ХIХ века, когда они совершили настоящий подвиг – прорубили по ущелью  колесную дорогу вниз.

 

Первым  романом, над которым Магомет Кучинаев начал работать еще в 1980 году, был роман «Большая Балкария». Как известно, в народе с незапамятных времен долина реки Черек, где до революции насчитывалось более 20 селений и жила почти половина всего населения Балкарии, называлась Большой Балкарией. Роман и посвящен жизни и делам людей Большой Балкарии конца ХIХ века, когда они совершили настоящий подвиг – прорубили по ущелью  колесную дорогу вниз.

Следует еще раз подчеркнуть – впервые в балкарской литературе главными героями произведения стали не традиционные для всех остальных романов на темы прошлого и революционного периода, где главными героями непременно являются батраки и бедняки, а князья, зажиточные уздени и даже царские генералы. Если учесть, что роман писался в самый что ни на есть период «развитого социализма и строительства коммунизма», когда поголовно все князья, эфенди и зажиточные уздени во всех произведениях наших писателей обязательно были ненасытными кровопийцами, насильниками и дармоедами на шее трудового народа и являлись царскими холуями, то приходится признать, что работавший в то время старшим редактором пропаганды республиканского радио коммунист Кучинаев наверняка не смог бы оправдаться тем, что он все это написал по причине своей политической незрелости, коли его вызвали бы в синий дом на углу проспекта Ленина и Ногмова и стали бы задавать обычные в таких случаях вопросы. Тем более в одну минуту выяснилось бы, что  он оказывается,  сын, хоть и реабилитированного, но все-таки врага народа. Но, видно, тогда в этом доме сотрудники-балкарцы были не очень-то большими знатоками и любителями родной словесности, а потому с романом новоиспеченного писателя они скорее всего вовсе и не были знакомы…

Как в те времена и было на самом деле, организовывают и поднимают народ на решение жизненно важной проблемы строительства колесной дороги из ущелья князья и зажиточные уздени – это только что вернувшийся с последней  Русско-турецкой войны капитан Исмаил Аланбиев, ставший старшиной общества, царский генерал, начальник Нальчикского округа, бывший командир Исмаила Васо Илларионович Эрбелиани, богатые уздени Ахмат-хаджи Мисиров, Ануар Мамаев и другие.

Особенно старательно автор выписывал образ центрального героя романа Исмаила Аланбиева.  Исмаил, его отец Науруз – это настоящие горские князья, которые постоянную заботу о благополучии народа считают своим долгом и главным делом жизни. И хотя после отмены крепостного права закон, формально уравняв в гражданских правах и князей, и узденей, и кулов юридически и освободил князей от обязанностей  народных предводителей, а заодно и от забот и тревог о его судьбе, но настоящие князья, такие как Аланбиевы, сами себя от своих прирожденных обязанностей никак не могут освободить – они и впредь считают для себя делом чести жить делами и интересами народа.

И когда сход Большой Балкарии начинает определять размеры взносов жителей ущелья на строительство дороги, Исмаил Аланбиев, используя и свое положение старшины, делает все, чтобы полностью освободить  беднейшую часть населения от взносов, а с остальных брать соразмерно их имущественного положения. С первым его предложением сход соглашается сразу – никто не может выступить против того, чтобы освободить бедных от лишних тягот, но вот с тем, чтобы взносы определять соразмерно имущественному положению, многие не торопятся высказать свое согласие. И тогда на помощь Исмаилу Аланбиеву приходят его единомышленники из среды зажиточных узденей – Мисиров Ахмат-хаджи и Мамаев Ануар. Они предлагают не делить население общества по  имущественному положению, а установить для всех один размер взноса, но в то же время считать делом чести каждого живущего в достатке узденя сверх установленной нормы самостоятельно, исключительно в добровольном порядке дать еще какую-то сумму денег. Эти умные и многоопытные мужи-уздени нашли гораздо надежный и легкий способ сбора средств на строительство дороги, чем князь Исмаил. Их принцип — считающий себя не бедняком пусть сам увеличивает свой взнос насколько считает нужным – оказался более действенным, потому что «таулу кетен», горская гордыня, никому не позволит самого себя причислить к бедному слою, если даже у него во дворе всего-то две коровы, да с десяток овец.

Хотя по замыслу автора князь Крым Карабиев и уздень Ахмат Мусуков и должны были быть типичными представителями «князей-кровопийц» и «кулаков-узденей», но на самом деле даже они не вызывают у читателя таких уж сильных отрицательных эмоций, так как и здесь сила жизненной правды оказалась сильнее авторской задумки, и стремление Ахмата Мусукова любой ценой приумножить свое состояние не вызывает резкого осуждения со стороны читателя, как, впрочем, и со стороны сельского народного суда – тёре; точно так же вполне естественно, кажется читателю, и стремление Крыма вернуть свою землю, отданную в бегенду, заплатив лишь половину долга, так и вполне понятна и его цель — сохранить землю, это золото горцев, а значит и власть, и авторитет в обществе.

И он не уступает без отчаянной борьбы ни землю, ни власть. Следует отметить, впрочем, интересный факт: кажется, у М. Кучинаева наиболее убедительными, полнокровными являются образы не главных положительных героев, а более сложных по характеру героев, которых  никак не отнести к положительным героям. Это все тот же Ахмат Мусуков и его семья, и Крым Карабиев,  Гитче Кодыров и другие. Наверное, это от того, что главные герои слишком уж  «правильные», они не совершают «неправильных» поступков, а потому и не проявляются в полную меру их  характеры. Хотя и нельзя сказать, что их образы слишком уж схематичны и однообразны. И в особенности образ главного положительного героя романа князя Исмаила Аланбиева. Эрудированный читатель, конечно же, без особого труда догадывается, что прообразом Исмаила Аланбиева стал Мисост Абаев. Хотя в главном – в стремлении служить своему народу – герой романа и идентичен своему реальному прототипу, но их жизнь и дела, разумеется, различны.

Исмаил Аланбиев – прирожденный предводитель народа: чистый в помыслах и честный в поступках, соответствующий своему времени – грамотный, имеющий авторитет как среди народа, так и среди служилых людей области. И вполне естественно, что жизненно важную проблему своего народа – прокладку колесной дороги с гор в долину, а по существу – прокладку дороги в новую жизнь — начинает осуществлять именно он. В преодолении множества трудностей,  встающих на пути решения этой нелегкой проблемы, и раскрывается его образ как народного организатора и предводителя. А его духовные качества, взгляды на жизнь и на мир наиболее ярко проявляются во время его беседы с сыном Алимом, когда тот уезжал в Москву на учебу. Исмаил случайно узнал, что сын имеет какие-то связи с революционерами, и с неотразимой силой убеждает сына в том, что всякие потрясения, а революции тем более, катастрофически опасны для человеческого сообщества и  просит его порвать всякие связи с революционно настроенными людьми хотя бы до окончания университета, до того, как он станет вполне взрослым человеком, чтобы полностью осознать значение своих поступков.  Такого – чтобы главный положительный герой в романе писателя периода «строительства коммунизма» с неистовой убежденностью выступал против революционных идей – в балкарской литературе, разумеется,  не было. Тем более – не получая при этом никаких оправдательных авторских отступлений.

Чувствуется, что автор романа «Большая Балкария» стремился создать широкое полотно народной жизни конца ХIХ века, а потому в нем много действующих лиц, но, видно, жизненные обстоятельства не позволили ему довершить это полотно, а потому некоторые герои из эпизодических сцен так более в романе и не появляются. Но этого читатель особо и не замечает, так как роман действительно представляет собой довольно полновесное полотно жизни народа в период активного его вовлечения в русло общественной и хозяйственной жизни России – этой новой и загадочной пока огромной империи, ставшей теперь для горцев своей страной.

Естественно, как и во многих романах, где главной темой становится жизнь народа, в «Большой Балкарии» тоже автор стремится показать жизнь во всех ее гранях. И здесь немаловажную роль играет то, насколько хорошо автор владеет материалом, т.е. – достаточно ли серьезны его познания и в истории, и в фольклоре, а также в этнопсихологии. Читатель романа не сомневается в том, что все это «в самом деле и было», следовательно в романе нет ничего такого, что вызывало бы логический протест, что было бы «не так, как в жизни».

В сценах, посвященных теме любви и семейных отношений, нет ничего такого, «жареного», «остренького», того, что несвойственно горскому менталитету, хотя есть и такие сцены, которые вполне уверенно можно отнести к натурализму. Но это, если можно так сказать, «гидемопассановский», т.е. естественный натурализм, а не выдуманное «жареное», чего в горском обществе быть не может. Это, к примеру, глава, где  Калганов Токлу женится на Омаровой Берегет. А женится он на ней потому, что силой удержал ее в хлеву и переспал с нею – и деваться ему было некуда.  Хотя, в сущности, она сама была не особенно против того, чтобы он ее удержал…

Нетипичный, вроде бы, случай для горского национального характера, но разве существуют какие-то нерушимые национальные рамки для любви, для взаимоотношений  мужчины и женщины? Видимо, нет. Есть только, наверное, типично национальные выходы из разных ситуаций. В данном случае уже взрослая девушка вполне «естественно» не оказывает должное сопротивление мужчине, но парень не позорит ее, а женится на ней, хотя вовсе и не любит ее, и не собирался на ней жениться. Этот рыцарский поступок – уже вполне типичен для горского национального характера. И в особенности среди «простого народа».

По-другому начинается и более трагично заканчивается любовь между Алимом, сыном  Исмаила, и Нюржан, дочерью Крыма. Алим —  студент юридического факультета Московского университета, Нюржан – слушательница  Тифлисского  училища для благородных девиц. И он, и она довольно образованные и целеустремленные натуры, умеющие определять главный смысл в своей жизни, у них высокие и благородные помыслы. Но жизнь – штука суровая и не всегда справедливая: она довольно часто бывает благосклонна к невеждам и подлецам, в то время как сплошь и рядом лишает радости, здоровья, а порою и самой жизни многих честных, добрых и красивых людей. Не даровала она счастья и Алиму с Нюржан, хотя они были достойны его – они были молоды и красивы, — честны и благородны душой, собирались посвятить свои жизни делу просвещения своего народа. Но  судьба распорядилась по-иному. С молчаливого одобрения ее отца Крыма,  люто ненавидевшего Исмаила Аланбиева, отца Алима, ее похищают, как это нередко бывает в горах, Залимхановы. Ее светлая, чистая, целеустремленная натура не могла примириться с насилием и вседозволенностью, с тем, что в нужный момент ее жизни никто не пришел ей на помощь – ни отец, ни брат, ни любимый. Отец – потому что молча хотел этого, брат — потому что сам способствовал этому, любимый – потому что не мог вмешаться в семейные дела людей из чужого рода, в семейные дела Крыма – тем более.

Оказавшись в безвыходном положении, прождав помощи три ужасных дня и не дождавшись ее, она покончила собой, воспользовавшись традиционным  в таких случаях для бедных горянок  оружием – ножницами. И Алим остался  один в этом жестоком мире – без любви, без мечты, без надежды…

Но так как главной темой романа являются жизнь и быт народа в конце ХIХ века, его трудовой героизм, в результате которого по скалам была прорублена в долину колесная дорога, то вполне естественно, что именно эти темы наиболее полно раскрыты автором. Уже сама повседневная жизнь горцев, когда они, несмотря на острую нехватку земли, сами обеспечивают себя всем необходимым – это уже героизм. И автор в романе  это показывает. Так, раз в самой Балкарии не хватает земли, в том числе и пастбищ, балкарцы арендуют летние пастбища за хребтом, у сванов, и платят одну овцу из каждых ста. А осенью арендуют у кабардинцев на плоскости. Вырастив таким образом большое количество скота (на 1000 жителей больше любого другого народа России!), балкарцы покупают необходимое им количество зерна и другие товары. Наиболее яркими эпизодами, где отчетливо показывается героизм повседневного труда балкарцев являются главы, где рассказывается о  стрижке овец осенью, после возвращения из Закавказья, и главы, где рассказывается о работе молодежи на строительстве дороги. И там, и там – радость людей от ощущения того, что они делают, делают хорошо, с удовольствием. Хорош в этом отношении и эпизод, когда рассказывается о косарях в Суканском ущелье, куда после приезда с войны едет Исмаил Аланбиев…