• Жанр: проза

  • Язык: русский

  • Страниц: 1

ЛЮБИТЬ АРМЕНИЮ ПО-РУССКИ

Великий Бог создал мир и человека, разделил землю между народами. Армяне последними пришли за своим
куском земли, и досталась им страна камней, скудная на растительность, бедная на реки, но такая дорогая и желанная…

Великий Бог создал мир и человека, разделил землю между народами. Армяне последними пришли за своим
куском земли, и досталась им страна камней, скудная на растительность, бедная на реки, но такая дорогая и желанная. И неспроста армянский народ говорит, что самое вкусное мясо на костях, а самые вкусные травы на камнях, потому что любит и ценит свою родную землю, свой Айастан.
Айастан – страна Айка. Айк, сын Торгома, внук Тираса, правнук Гамера, праправнук Яфета и прапраправнук Ноя, был среди тех восставших гигантов, взявшихся строить Вавилонскую башню, разгневав богов. Боги ниспослали сильный ливень, разрушивший строение. Айк оставил Вавилон и ушёл со своим кланом к горам Араратским. Но ассирийский титан Бэл объявил себя богом и царем, возжелав завладеть миром. И направил он своего гонца к Айку, чтобы тот признал превосходство Бэла. Только Айку это не пришлось по душе. Тогда Бэл решил захватить Арарат, но потерпел поражение, после этого сражения Араратская страна была названа Айастаном, страной богоравного Айка. Случилось это в 2492 году до н. э., поэтому именно этот год считается первым в традиционном армянском календаре.
Маленькая и каменистая страна с великим прошлым… Осколок великой цивилизации… Умирали города, умирали страны, но Армения крепко держалась за свои камни, которые были для нее и хлебом, и защитой, и верой. И, наверно, поэтому самым ценным в стране Айка считаются камни, особенно базальтовые, туфовые и травертиновые, используемые испокон веков не только в строительстве, но и в сотворении чудесных крестов-камней – хачкаров, которые стали символом государства (а Армения – первая страна, принявшая христианство на государственном уровне еще в 301 году при царе Трдате Третьем). Камни в руках мастера обретают душу, наполняются любовью.
Характер армян также тверд и суров, как эти камни. Но это лишь на первый взгляд. Уж если вы полюбитесь армянину, то это будет дружба на всю жизнь. У народа Айка большая душа, но опасливая. Слишком много бедствий им пришлось претерпеть на своем историческом пути. Памятуя черные страницы армянской истории, Осип Мандельштам написал: Орущих камней государство — Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая — Армения, Армения!
Несмотря на то, что слишком жива боль армян, переживших геноцид в Турции,
разрушительное Спитакское землетрясение 1988 года, унесшее 25 тысяч человек, и войну за Карабах, дети Айка находят в себе силы жить достойно, с верой в будущее…
Сердце страны – столица Ереван. Именно с Еревана гости познают Армению. Ах, Эривань, Эривань! Иль птица тебя рисовала, Или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала? — Восторженно писал поэт Осип Мандельштам, 80 лет назад побывавший в Армении. К тому времени он уже несколько лет не писал стихов и занимался прозой, но время, проведенное под щедрым армянским солнцем, оказало на поэта благотворное влияние – его вновь посетила муза. Армения и ее столица Ереван всегда привлекали деятелей культуры и других сфер разных стран. Еще бы, у города есть душа, которая закалялась не одно столетие, у города есть богатая история, которая изобилует примерами мужества и стойкости армянского народа, у города есть будущее, в которое он смотрит уверенно и смело.
Чаще всего туристы посещают Первопрестольный Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской
церкви, одно из наиболее значительных культурных и религиозных мест страны.
Храм Бдящих Сил Звартноц — величайший храм раннесредневековой армянской архитектуры. Храм Солнца и крепость Гарни — древнеармянский языческий храм I в. до н. э.. Единственный памятник эпохи эллинизма в Армении, посвященный Богу Солнца Митре, скальный Храм Гегард, в котором хранилось
одна из христианских святынь – копье, вонзившееся под ребро Спасителя, Хор Вирап — монастырь Армянской
апостольской церкви, находящийся близ границы с Турцией, у подножия Арарата, Нораванк – монастырский комплекс 13 века на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа, которое славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем. Армению называют не только страной камней, Карастаном (от слова «кар» — камень), но и страной святынь – на территории в 29 743 км имеется более 200 храмов и церквей
– памятников армянской архитектуры, некоторые из них охраняются ЮНЕСКО. Армения – жаркая, каменистая страна, поэтому здесь всегда наблюдалось поклонение и трепетное отношение к воде. Вардавар празднуется в самое жаркое время в Армении, когда земля местами потрескалась от летнего зноя, сады и огороды преображены от обилия плодов, а люди утомлены после весенних напряженных работ. Рано утром люди просыпались от звуков зурны (музыкальный инструмент) – это с гор спускались пастухи, несущие барашков для заклания, чтобы люди выразили благодарность земле и принесли жертву духам, стерегущим воду. Взамен они ожидали дождь, чтобы зажурчали обмелевшие ручья и природа ожила. В этот день, невзирая ни на возраст, ни на общественное положение, принято обливаться и обливать друг друга водой. Поэтому, выходя в день Вардавара на улицу, трудно будет возвратиться домой сухим. Вардавар также знаменует Единение – объединение всей семьи, всего рода, поэтому в этот день принято навещать своих родителей и родственников или всем семейством собираться у родников, которыми изобилует Армения.
Русских в Армении очень любят. В стране Айка около 15 тысяч русских, основная масса из которых молокане – представители секты, возникшей во второй половине 18 века в Тамбовской губернии.
Молокане (в пост они употребляют молоко) были сосланы на юг России и страны Кавказа и Закавказья. Раньше в Армении было 25 русских поселений, сейчас два – Фиолетово и Лермонтово. Можно назвать еще Семеновку, в которой тоже живут молокане, но в меньшинстве. Эти люди смогли сохранить истинно русский
дух и русские традиции. Дома у них деревянные, с резными ставеньками, главными атрибутами в домах являются печи и сундуки. Одеваются они скромненько и по-старорусски: мужчины, вступившие в брак, носят бороды, подпоясываются кушаками, женщины покрывают голову платочком, носят длинные юбки. Славятся они в Армении, как хорошие мастера, поэтому, в основном, зарабатывают на строительстве и ремонтах, а женщины – уборках квартир и продажах соленостей (молоканской капусты, морковки, огурцов). Влияние России в Армении слишком велико – многовековая дружба двух христианских стран не может просто так сойти на нет: это и 102 российская военная база — один из важнейших объектов геополитического присутствия
России в Закавказье, одна из главных составляющих российско-армянских отношений, срок пребывания которой продлен на 49 лет, это и более 1300 совместных армяно-российских компаний и предприятий в разных сферах деятельности. Некоторые подвижки происходят благодаря деятельности недавно открывшегося Российского учебно-методического центра русского языка Представительства Федерального агентства «Россотрудничество». Вообще, очень интересен феномен русского присутствия в Армении: многие
русские ученые (Владимир Морозов, Валентин Мартынов, Виталий Иванов и др.), которые попали в Армению по распределению в советские годы, остались в этой стране, пережив 90-е годы голода и холода, когда некоторые армяне спешно покидали свою родину.
«На свете лишь одна Армения, она у каждого своя», — это слова поэтессы Марии Петровых. Действительно, у всех, кто когда-либо побывал здесь, появляется своя Армения, которая бывает такой разной, но всегда щедрой, приветливой и дружелюбной. А любить Армению по-русски – это особое чувство, о котором хорошо сказал молодой поэт Виктор Коноплев: «Любить Армению по-русски – не спеша, Как будто вновь рождается душа.
На Арарате, начиная путь, Она любила так, что не вздохнуть…»