Как в столице Дагестана и ее окрестностях прошел Международный конкурс имени балкарского поэта Салиха Гуртуева.
Имя аварского поэта Расула Гамзатова известно всему миру. В 2023 году широко отмечали его столетие. Однако Кавказ славен множеством имён: это и Салих Гуртуев, и Эффенди Капиев, и Гамзат Цадаса (отец Расула), и Сулейман Стальский, и Адалло. Этот список внушителен, как седая борода аксакала.
И современная поэзия на Кавказе жива и здравствует — как и всё в этих краях, с непременным уважением к накопленному веками опыту. С 15 по 19 сентября Махачкала радушно приняла поэтов и переводчиков России и дружественных стран на традиционных мероприятиях Клуба Писателей Кавказа. Организованный в 2008 году культовым дагестанским поэтом Миясат Шейховной Муслимовой, Клуб популяризирует творчество народов Дагестана и интегрирует русскоязычных авторов в созданное пространство.
Так, Международный конкурс имени балкарского поэта С.С. Гуртуева обладает говорящим названием “Есть Родина, а значит, счастье есть”. Однако не все так просто. Перед участниками стоит задача облечь в слова разлитое в воздухе, неуловимое и притом крепчайшее чувство любви к Родине, присущее самому Салиху Гуртуеву:
- Я бегу, за всех переживая,
- Плача над любою из могил,
- И горит, как рана ножевая,
- Мимоходом сломанный кизил…
…или в стихотворении, где молодой джигит захотел выстрелить в алые гроздья рябины, а старший товарищ сурово отговорил его от этого безрассудного поступка. Поэт С. Гуртуев воспевает саму землю, ее травы, горы, деревья и цветы, всем сердцем ратуя за то, что укоренение на своих землях — то же самое, что небо для символа Дагестана — орла. Сам себя Салих Гуртуев сравнивает с семечком, мечтающим об одном: превратиться в хлебную крошку, которая может спасти голодного человека. Иными словами, “ура-патриотизм”, бьющий в лоб, на гуртуевском конкурсе неуместен: любовь к Родине, самому дорогому, может быть выражена куда сильнее в тихом наполненном взгляде, в бережном искреннем отношении, в защите каждой травинки, нежели в криках “ура”, не имеющих за собой силы. В качестве судей выступили известные поэты и деятели культуры Марина Кудимова, Вера Калмыкова, Стефания Данилова и Арсений Ли. Конкурс проводился в шестой раз. Удалось ли лауреатам поймать гуртуевскую волну? В стихотворении “Богородица” Ники Батхен есть такие строки:
- По камням собрать село, что разрушили,
- Завести курей, козу, ведра с винами –
- Только б пули отвело, мины минули….
Да, удалось. Наблюдается торжество маленькой тихой светлой жизни. Быта, невозможного при черном горе и бесконечных прилётах. По камушку, по шажочку, туда, где клекот кур, блеяние козы, утреннее парное молоко и самая простая жизнь, ничего большего не надо, лишь бы она шла своим чередом. К слову, в полноцветном литературном журнале «Дагестан» опубликована подборка стихов Н. Батхен как один из призов конкурса.
В стихотворении Надежды Бесфамильной есть пугающий образ — “скоропостижный звук”; речь о самолетах-штурмовиках. Скоропостижной бывает только смерть, и это крылатая смерть летит забрать не свое, но чужое для нее, однако родное для людей.
Можно много и подробно говорить о каждом лауреате и дипломанте — они смогли выполнить задачу, поставленную конкурсом. Примечательно, что на церемонии от членов жюри звучали гуртуевские строки, и их одними губами повторяли в зале — этот поэт действительно жив в сердцах народа.
IV международный конкурс “Резьба по камню” им. Э.М. Капиева был посвящен переводческому мастерству. Литераторам было предложено перевести с помощью подстрочника аварских, лакских, даргинских поэтов и представителей других многочисленных национальностей Кавказа. Сам Эффенди Капиев жил, горел и впоследствии прославился тем, что собирал, записывал и переводил устное народное творчество кавказских народов. Именно он составил первую антологию дагестанских авторов. Оценивать работы “наследников Капиева” было доверено мастерам слова Нине Ягодинцевой, Сергею Тенятникову, Залине Басиевой и Алле Поспеловой. Золотой лауреат получил право на выпуск книги в серии “Single” издательства СТиХИ, остальные призёры будут опубликованы в журнале “Веси”.
Первым делом лауреаты, дипломанты, организаторы и члены жюри отправились почтить память Эффенди Капиева возложением цветов к его памятнику. Ведь сейчас как никогда важно помнить именно таких деятелей культуры и продолжать их смысловой вектор.
Но Кавказ не был бы Кавказом, если бы награждение ограничилось только дипломами, премиями и памятными подарками. В лучших традициях кавказского гостеприимства был оказан удивительный приём не только участникам конкурсов им. С. Гуртуева и Э. Капиева, но и участникам Волошинского фестиваля, проходившего в эти же даты на Каспии. Миясат Шейховна Муслимова любезно помогла с организацией встреч и гостям-“волошинцам”, в результате чего молодые авторы смогли выступить в дагестанских вузах и Театре Поэзии.
Отдельно стоит отметить огромную поддержку всех трёх мероприятий Министерством Культуры Республики Дагестан. Благодарностью Министра культуры Республики З.А. Бутаевой были удостоены Миясат Муслимова, Марина Кудимова, Вера Калмыкова, Стефания Данилова, Андрей Коровин, Геннадий Калашников, Анна Гедымин, Нина Ягодинцева, Арсений Ли, Алла Поспелова, Залина Басиева и Нина Дунаева.
Поэтов также ждали литературные прогулки по столице Дагестана, встречи в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова и концерты с участием лучших голосов Махачкалы — Хиринду Султановой и Эльвиры Яхъяевой — в Театре Поэзии. Под увлекательные рассказы гидов Камиля Дадаева и Гасана Гасанова участники совершили своеобразный “литературный хадж” и в село Гуниб с богатейшей историей, и в Сулакский каньон, бирюзовой ленточкой прорезавший суровые горные кряжи, и на крупнейший бархан Сары-Кум, где снимали легендарное “Белое солнце пустыни”, и в Дербент, где прошлое причудливо переплетается с настоящим, на крепости Нарын-Кала кошки воспитывают котят, а в Джума-мечети звучат слышимые лишь сердцем азаны минувших эпох.
Иными словами, гостям-литераторам подарили полное погружение в культурное сердце республики. Не могли не родиться новые строки. Вот что написала, например, Стефания Данилова:
- Собою иллюстрирует Дербент
- Живые и естественные сказки:
- Работающий в чайхане студент
- Котёнку обрабатывает глазки.
- На кирпичах армянской церкви спят
- Следы от пуль, похожие на звезды.
- Одеты горы с облаков до пят
- В слова о том, что ничего не поздно.
- Мои вы дорогие кунаки,
- Благодарить за всё вас не устану.
- Плесните мне ещё на ход ноги
- Бушующего неба Дагестана.
А так облекла махачкалинское тепло в слова Ника Батхен, золотой лауреат конкурса им. Салиха Гуртуева. Получился текст в соавторстве с шумом Каспия:
- На берегу серого моря, в царстве ракушек и песка,
- Отпускай, повторяет мне ветер, расставайся и отпускай.
- Все закончится и сотрется, потускнеет и догорит…
- Волны задают ритм.
- Серое останавливается у сердца, огонь искрит,
- Это не Крит и не Крым, не молитвенный алгоритм,
- Это ссыпается с траурных рук зола,
- Шелестит платанами, окутывает туманами, манит Махачкала.
- Хлебный запах, инжир и груши и саманные кирпичи,
- Напитайся фонарной нефтью, шепчет ветер, молчи, молчи,
- Надевай никаб, заворачивай сердце глупое в паранджу,
- Уходи к Дербенту, валаамова ты ослица!
- Целую ветер.
- Улыбаюсь.
- Не ухожу.
А уйти действительно невозможно — ни от Каспия, ни от матерински заботливых глаз Миясат Шейховны, ни от строк, благословенных зелёными, как на флаге Дагестана, горами. И не представить поэта, который бы, приехав в Махачкалу, не решил вернуться. Следующий сезон конкурсов С. Гуртуева и Э. Капиева не за горами… хотя тут как посмотреть: ведь Кавказ — это страна гор.